Развитие мелкой моторики

Начинать упражнения с малышом необходимо уже с младенческого возраста, ведь от координации движений ребенка улучшается работа его центральной нервной системы, а также быстрее происходит активизация речевого центра.

Влияние моторики на ребенка

В период младенчества, детский мозг активно усваивает информацию из окружающего мира. Именно в «нежном возрасте» формирование и обучение малыша происходит наиболее интенсивно. Поэтому в занятиях важна систематичность, чтобы обеспечить достаточность координации.

От степени обучения мелкой моторике зависят:

  • Речевые способности (отсутствие дефектов звукопроизношения);
  • зрение;
  • интеллект и отсутствие недостатков развития;
  • обучаемость.

Дети с недостаточно развитой моторикой не очень хорошо управляются с ложкой, не умеют рисовать, самостоятельно застегивать на одежде пуговицы, правильно зашнуровывать обувь. Даже игры конструктором Lego и паззлами становятся испытанием для таких малышей. Из-за сложностей в управлении конечностями, такие дети отказываются от занятий творчеством и отстают от сверстников.

Если заниматься регулярно, то у ребенка будут:

  • Хорошие способности к письму и устному счету;
  • развитое логическое мышление;
  • отличная концентрация;
  • развитая долгосрочная память;
  • хорошее воображение;
  • связная речь. 

После выполнения базовых упражнений ребенок будет лучше подготовлен к школе. Но, нужно определить первоначальный уровень развития моторики.

Как определить уровень развития моторики

Для тестирования понадобятся:

  • Листок бумаги;
  • фломастер.

Последовательность выполнения задания:

  1. Обвести на бумаге ладонь ребенка карандашом, проверить, чтобы контур получился четкий.
  2. Попросить малыша положить ручку на место ранее обведённой ладони.
  3. Объяснить ребенку суть задания примерно так: «Давай поиграем? Я покажу на пальчик и ты его приподнимешь, а другие пальчики не поднимай, пожалуйста».
  4. Убедиться, что малыш понял, что от него требуется.
  5. Указывать на пальчики карандашом в установленном порядке, начиная с пальцев правой руки. При этом говорить: «подними этот пальчик, а теперь – этот…».
  6. Чтобы не запутаться, последовательность выбора пальцев лучше использовать такую: 5, 1, 2, 4, 3, где 1 – это большой палец.
  7. Перейти к проверке левой ручки. В общей сложности провести тест нужно 4 раза, чередуя упражнения для 2 рук.

В процессе поднятия нужного пальца, могут возникать непроизвольные движения прочих пальцев – так называемые «синкинезии», наличие которых необходимо помечать стрелками.

Обработка результатов проводится так:

  • Подсчитать среднее число синкинезий за 2 пробы разделив общее количество ненужных движений на 2;
  • сложить полученные результаты по обеим ручкам.

Нормы синкинезий для детей разного возраста представлены в таблице.

Возраст ребенка Среднее число синкинезий по 2 пробам
6 лет 9
7 лет 6
8 лет 5

Интересный факт! Та рука, у которой было замечено меньше незапланированных движений, будет использоваться ребенком при письме.

Можно сделать с ребенком разработанные упражнения.

В возрасте 3,1-4 года:

  • Касаться кончика носа указательным пальцем;
  • разжимать пальцы;
  • сжимать кулачки;
  • стучать щепоткой пальчиков по ладошке;
  • постучать пальцами по твердой поверхности поочередно;
  • сложить пальчики в кольцо – жест «Окей»;
  • застегнуть пуговки;
  • перекладывать мелкие игрушки в корзинку.

В возрасте 4,1-5 лет:

  • Соединять пальцы, поднимая при этом в верх другие пальцы. Удерживать указательный и большой сжатыми в одном положении 10 сек;
  • следующей рукой постукивать пальцами по ровной поверхности, начиная с мизинца;
  •  делать задание «щепоть – ладонь»;
  • одновременное вытягивать сначала средних, потом указательных пальцев обеих рук;
  • рисовать разные типы линий: кривые, прямые ломаные, а также геометрические фигуры;
  • одеваться самостоятельно;
  • нанизывать на нитку предметы;
  • разрезать бумагу ножницами.

В возрасте 5-6 лет:

  • Одновременно вытягивать 2 пальца;
  • скрещивать 2 пальца;
  • выполнять задание «Игра на пианино»;
  • рисовать сложные фигуры;
  • вырезать сложные формы;
  • упражнение «Солить еду» — импровизировать соление 3 пальцами;
  • сжимать руки собеседника.

В идеале дети указанных возрастов должны без проблем проделывать все упражнения. Если у ребенка не получается проделать 2 и более упражнений, есть вероятность недоразвитости мелкой моторики.

О хорошем развитии мелкой моторики говорят способности ребенка к рисованию: чем они выше, тем лучше развита моторика.

Связь мелкой моторики и развития речи

Благодаря близкому расположению участков мозга, которые отвечают за активность рук и говорение, существует особая связь между способностью ребенка говорить и управлять пальцами на руках. Движения рук позволяют снизить усталость мозга и снять напряжение рук, а массаж большого пальца активизирует работу головы.

В результате работы над мелкой моторикой:

  • Улучшается качество речи;
  • повышается способность к усвоению новых слов;
  • звуки и произношение становятся более четкими;
  • у ребенка повышается познавательный интерес.

Развитие моторики улучшает речь ребенка.

Особенности

Для детей разных возрастов показаны различные упражнения в связи с отличиями в способностях к обучению и физиологией ребенка в 2 года и в 5 лет.Развитие мелкой моторики

Этапы развития мелкой моторики

Календарь норм развития включает в себя 7 этапов:

  • 1 — 4 месяца

У младенцев в первые недели после рождения наблюдается сжатие рук в кулаки. Первое действие малыша: разжатие кулачков.  Наблюдаются естественные рефлексы движений при выраженной попытке координации. Ребенок учится управлять головой и глазами, со временем начинает тянуться ручками за предметами. Доминантная рука пока не определена. Поймав предмет – сжимает кисть.

  • 4 мес. – 1 год

Малыш пытается пользоваться руками. Одновременно использует только одну. В полгода может держать в ладони мелкие предметы, в 7,5 мес. – активно пользуется большим и указательным пальцем для перекладывания предметов. Помогает себе руками при попытке сесть и встать. В год может перебирать очень маленькие предметы, например, бусинки.

  • 1 — 2 года

Малыш умеет пользоваться ложкой. Начинает проявлять художественные способности: изображает кружочки, точки и кривые линии, «каракули». К 2 годам определяется ведущая рука.

  • 2 — 3 года

Задействованы предплечья и локти. В 3 года успешно управляется с карандашом. Нормой считается умение пользоваться ножницами.

  • 3 — 4 года

Учится использовать 2 руки. Например, при рисовании прижимает второй рукой лист к столу, умеет раскрашивать и вырезать фигуры. К 4 годам умеет рисовать мелкие детали.

  • 4 — 5 лет

Моторика пальцев развита очень хорошо. Ребенок научился пользоваться кистями рук. Картинки раскрашивает, почти не выходя за контур. Способен вырезать более сложные фигуры.

  • 5 — 6 лет

Заключительный этап. Малыш уверенно пользуется ручкой, может рисовать ровные палочки и крючки, управляться с ножницами. Движения рук полностью управляемы, доминантная рука определена.

Элементы

По мере взросления, малыш приобретает новые навыки.

В зависимости от возраста ребенок может:

  • С рождения – инстинктивно хватать предметы;
  • в 3 мес. — тянуться к ним, хватать обеими руками нужные предметы;
  • в 5 мес. — хватать 1 рукой;
  • в 6 мес. — избирательно тянуться к нужной вещи.
  • с 6 мес. до года – производит примитивные движения руками, осознано отдает и берет предметы, пользуется большим и указательным пальцем, бросает игрушки.
  • с 2 лет до 3 – нанизывает пуговки, переворачивает страницы, начинает рисовать, самостоятельно кушает;
  • в 4-5 лет умеет обращаться с ножницами, рисует фигуры, одевается, начинает писать и читать;
  • с 5 до 6 лет вырезает фигуры, занимается рисованием, лепкой из глины, аппликацией, умеет пользоваться карандашом с помощью 3 пальцев;
  • с 6 до 7 лет начинает подготовку к 1 классу, пишет цифры и буквы, играет в конструктор и собирает паззлы.

Вышеуказанные элементы показывают, насколько развитие ребенка соответствует его возрасту.

Методы и техники

Малышам делают специальный массаж. Для этого нужно:

  1. Погладить ручки ребенка от локтя к центру ладони 6-8 раз с внутренней и внешней стороны.
  2. Расшевелить все пальчики кроме большого (осторожно сгибать и разгибать 3 раза)
  3. «Рисовать» спиралевидные клубочки на ладошке малыша («Сорока-ворона»);
  4. Помассировать каждый пальчик 2 раза.
  5. Осторожно отвести большой пальчик малыша в сторону и вернуть назад в трех направлениях: туда-сюда, вбок и по кругу.
  6. Повторить первый пункт.

Малышам с 2 лет показано использование специального массажного шарика, а детям в возрасте 5-7 лет — показан массаж натуральными материалами, например, шишечками.

Различают 3 основных метода развития мелкой моторики:

  • Занятия для рук с применением небольших предметов;
  • выполнение всевозможных графических заданий;
  • специально разработанные «пальчиковые игры».

Сегодня каждый желающий может приобрести специальные тренажеры для развития моторики ребенка. Это и развивающие линейки, пальчиковые тренажеры, игры «лишняя фигура», паззлы, тактичные игры и многое другое.

Упражнения и игры

Методика развития моторики включает в себя постепенное усложнение физических упражнений ребенка в зависимости от его возраста.Упражнения развития моторики

До года

С малышом в 3-4 мес. Необходимо заниматься развитием тактильных ощущений.

Такие пальчиковые игры, как «Веселые ручки», «Ручки и ножки» стимулируют малыша дотянуться до маминого лица, до своих ножек, он проявляет постепенно интерес к двигательной активности. В 4 — 4,5 мес. рекомендуются игры «Колобки и пеньки» и «Домики для гномов». Суть упражнений в развитии у ребенка желания захватывать предметы. В 4,5-5 мес. ребенку стоит показать, как извлечь звук из клавишных инструментов. Отлично подойдет игра «Пианист». В полгода ребенку нужно научиться перемещать маленький мячик – попрыгунчик.

Развеселят и позволят улучшить моторику игры «Сорока-белобока», «Ладушки-хлопушки», «Здравствуй, пальчик», «Зайчики» и «Домик».

Нужно ежедневно нежно массировать ручки малыша, чтобы улучшить хватательный рефлекс.

2 года

Малышам в 2 года будут полезны следующие упражнения:

  • «Рыбак». Ребенок должен при помощи ситечка выловить из миски с водой маленькие предметы;
  • «Волшебная ложка». Помочь малышу при помощи ложки пересыпать крупу из одной емкости в другую, направляя его движения;
  • «Собери палочки», «Сделай комок из бумаги» помогают ребенку выполнять простейшие движения кистью.

В этом возрасте рекомендуется делать массаж рук ребенку при помощи специального пупырчатого мячика, который можно приобрести в аптеке.

3 лет

В 3 года ребенка нужно постепенно приучать к самостоятельности и творческому процессу. Для этого подойдут следующие игры:

  • «Лабиринт». Ребенок должен начертить на бумаге выход из заранее подготовленного лабиринта;
  • нанизывание бусин на ниточку;
  • лепка из пластилина;
  • вырезание фигурок.

Важно как можно чаще предлагать ребенку пальчиковые игры, такие как «Ладушки», «Веер» и «Веселые пальчики».

4 лет

В 4 года ребенку нужно покупать раскраски, пластилин, а также не забывать делать массаж рук материалами природного происхождения. Игры «Покрути шишку», «Ласковое перышко» и «Зернышки» позволяют ребенку запомнить огромное разнообразие тактильных ощущений и стимулируют желание заниматься творчеством.

5 лет

В 5 лет ребенок уже довольно хорошо управляется с фломастерами и карандашами, умеет вырезать картинки ножницами, и чертить линии (пусть и не совсем прямые). Важно продолжать обучение малыша: давать ему более сложные раскраски, просить вырезать сложные фигуры и не забывать про пластилин – данный материал идеально подходит для развития детской моторики.

6-7 лет

В 6 лет многие родители отдают детей в школу, поэтому письмо в тетрадях для прописей лишним не будет. Ребенок должен регулярно выполнять графические задания: закрашивать мелкие детали рисунка, проводить линии разных размеров, рисовать геометрические фигуры, писать и т.д. Хорошим решением станет поход в музыкальную школу и игра на фортепиано. В этом возрасте, особенно это касается мальчишек, дети очень любят всевозможные конструкторы.

Книжки и программы

Существует множество литературы для улучшения мелкой моторики ребенка. Например, можно приобрести следующую развивающую литературу:

  1. Серия «Умный ребенок». Комплексное решение, состоящее из 3 рабочих тетрадей по возрасту: с 3 до 5 лет. Малышам рекомендовано заниматься по данной методике чаще одного раза в неделю, но практика показала, что тетради заканчиваются намного быстрее запланированного срока.
  2. Е. Данкевич «Умные пальчики». Книга о лепке, в которой много красивых иллюстраций. Проста для понимания детей всех возрастов.
  3. Л. Иванова «Стихи с движениями». Яркие карточки с упражнениями.
  4. О. Земцова «Послушный карандаш». Книга позволяет провести подготовку малыша к занятиям перед первым годом обучения в школе.
  5. Л. Трушина «Игры для развития логики». Красочные и интересные игры для детей.

Стандартная программа развития малышей включает в себя:

  • Гимнастику для ручек;
  • творчество из глины;
  • аппликации;
  • художественное творчество;
  • игры.

Необходимо поддерживать интерес у ребенка и покупать ему различные канцелярские товары, популярные «лизуны», кинетический песок, пластилин и т.д. Хорошим вариантом могут стать новомодные 3-D ручки, которые позволяют рисовать предметы в 3-мерном пространстве. Ни в коем случае нельзя забывать о физической активности: «физкультминутки» улучшают циркуляцию крови в организме, повышают тонус ребенка и его способность к обучению.

Задержка развития

Задержка в развитии зависит от следующих факторов:

  • Наследственности;
  • суставной гипермобильность;
  • сохранения врожденных защитных над развитием малыша;
  • отсутствие активности движений ребенка.

В целях увеличения динамики моторики у малышей, необходимо воздействовать на все группы мышц – спины, рук, плечевого пояса и груди ребенка.


Важно как можно раньше начать занятия с ребенком. Рациональный подход к обучению позволит ему легко и без усилий подготовиться к школе, а также избежать задержек в умственном и физическом развитии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.